пятница 29 марта 2024

Цитаты из книги Фридриха Ницше “Злая мудрость”

  • Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
  • Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.
  • Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
  • Это благородно – стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.
  • Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
  • Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких её ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.
  • Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей – я находил всегда лишь себя самого – и больше не жажду себя.
  • Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем – и всё-таки: он наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.
  • Героизм – таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм – это добрая воля к абсолютной самопогибели.
  • Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием – тот стремится к доброте.
  • Кто стремится к величию, у того есть основания увеличивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому.
  • Заблистать через триста лет – моя жажда славы.
  • Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
  • Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.
  • Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
  • В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
  • Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
  • Мораль – это важничанье человека перед природой.
  • Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны – что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
  • Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.
  • Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
  • Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
  • Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
  • Не следует стыдиться своих аффектов; они для этого слишком неразумны.
  • Побороть свой аффект – значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.
  • Мы находим у людей одинаковое количество страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разнонаправленных. Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
  • Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.
  • Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
  • Есть много жестокихлюдей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
  • Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.
  • Давать каждому свое – это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
  • «Возлюби ближнего своего» – это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  • Он научился выражать свои мысли, – но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
  • Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через бо́льшую любовь.
  • Самец жесток к тому, что он любит, – не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.
  • Величайшее в великих – это материнское. Отец – всегда только случайность.
  • Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возлюбленном мужчину (именно мужчину): оттого обожествляет она «человека» в нем – перед собой и другими.
  • Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
  • Брак – это наиболее изолганная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
  • Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку – на брак.
  • Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет его – на небо.
  • У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
  • Есть дающие натуры и есть воздающие.
  • Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как большой постелью: для выздоровления – и икак иначе.
  • После опьянения победой всегда появляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко – и оттого громче!
  • Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
  • Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
  • Одиночество придает нам бо́льшую черствость по отношению к самим себе и бо́льшую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшает характер.
  • Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди – от недолюбленности.
  • Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви.
  • Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
  • Хваля, хвалишь всегда самого себя: порицая, порицаешь всегда другого.
  • В каждом сношении людей речь идет только о беременности.
  • Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к себе.
  • Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
  • Незаурядный человек познает в несчастье, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Она лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, – нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору.
  • Он не может владеть собою – и отсюда заключает женщина, что им легко овладеть, и расставляет вокруг него свой аркан; бедняжка, вскоре она будет его рабой.
  • Снится – или ничего, или что-то интересное. Нудно учиться и бодрствовать так же: или никак, или интересно.
  • Иного возвышает его характер, но ум его остается несоразмерным с этой вершиной, – бывает и наоборот.
  • Ни один победитель не верит в случайность.
  • Какова печать достигнутой свободы? Не стыдиться больше самого себя.
  • Наиболее остроумные авторы вызывают наименее заметную улыбку.
  • Лучшим автором будет тот, кто стыдится стать писателем.
  • Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-либо ей обязан благодарностью: грубой душе – сознавать себя обязанной кому-либо.
  • Против мужской болезни самопрезрения вернее всего помогает любовь умной женщины.
  • Женщины свободно могут заключать дружбу с мужчиной; но чтобы сохранить её, – для этого потребна небольшая доля физической антипатии.
  • Во всякого рода женской любви проступает и элемент материнской любви.
  • Если бы супруги не жили вместе, хорошие браки встречались бы чаще.
  • Женщины по большей части любят значительного человека так, что хотят его иметь целиком для себя. Они охотно заперли бы его на замок, если бы этому не противостояло их тщеславие: последнее требует, чтобы он и другим казался выдающимся человеком.
  • Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь.
  • Гораздо чаще кажется сильным характером человек, следующий всегда своему темпераменту, чем следующий всегда своим принципам.
  • Многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие – в отношении цели.
  • Сорадость, а не сострадание создает друга.
  • Никто теперь не умирает от смертельных истин: существует слишком много противоядий.
  • Все необъясненное и темное кажется важнее объясненного и светлого.
  • Всё имеет два лица: одно увядает, другое расцветает.
  • Думай о мире, как будто время прошло: и все кривое тебе покажется прямым.
  • Для познающего прекращается всякое право собственности.
  • Правда причиняет боль, потому что она разрушает веру….не в себя.
  • Обладание правдой не страшно, но скучно, как всякое обладание.
  • Оплодотворять прошедшее и рождать будущее – вот чем должно быть настоящее.
  • Так вот каково влечение маленьких душ: они льстят великому, чтобы сесть за столом рядом с ним.
  • «Должен» для большинства звучит приятнее, чем «хочу». В их ушах сидит ещё стадный инстинкт.
  • Равенство всех – самая вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми.
  • Толпу надобно силой вести к разуму и бичевать её ради её собственной пользы.
  • Холостой выстрел может испугать храброго, может не испугать и большого труса.
  • Полезно – только средство; цель всегда – приятное!
  • Не польза, а труд дает ценность: благородный результат продолжительной работы.
  • Я пришел вам помочь, а вы жалуетесь, что я не хочу плакать с вами.
  • Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  • Вместе с местью надобно было бы забыть и благодарность, но не любовь.
  • Совершенный человек приносит пользу без всякого намерения, так же, как и вредит без всякого намерения.
  • Кто хочет найти самого себя, тому придется долго считать себя потерянным.
  • В темноте чувствуешь время иначе, чем при свете.
  • В уважении ещё боле несправедливости, чем в презрении.
  • Легче простить врагу, чем другу.
  • Люди делятся на таких, которые способны к страшному деянию, и на таких, которые не способны к нему.
  • Наши самоубийцы обесславливают самоубийство!
  • Почти в каждом живущем сидит паразит.
  • Есть жесткость, которую можно понимать как силу.
  • Ревность есть самая духовная страсть, и все-таки величайшая глупость.
  • Пугаются при представлении быть неожиданно испуганными.
  • Продолжительные и сильные физические боли создают тирана.
  • Иной находит свое сердце не раньше, чем…потеряет голову.
  • Лукавые люди бывают обыкновенно простые, а не сложные натуры.
  • Невидимые нити связывают сильнее всего.
  • Самая глубокая любовь – та, которая не знает своего имени и спрашивает: «Не ненависть ли мне имя?»
  • Великая любовь не требует воздаяний и вознаграждений: в море великой любви тонет всякое воздаяние.
  • И в ненависти есть ревность: мы хотим иметь своего врага исключительно для себя.
  • Иметь врагов – древнейшая привычка человека, а следовательно, и сильнейшая его потребность.
  • К другим мы часто бываем искреннее, чем к самим себе.
  • Желаний хочу я и только желаний: и вместо исполнений – новых желаний.
  • Лучшая маска, какую только мы можем надеть, это – наше собственное лицо.
  • Для очень одинокого и шум составляет утешение.
  • Не людей, а «человека» любит одинокий: и если эта любовь к человеку накопится чрез меру, она прорывается как поток, захватывая всякого человека, все равно – врага или друга.
  • Когда поднимается непогода, укладывай свои решения спать.
  • Материнство достойно уважения. Отец – всегда только случайность.
  • Невозможно найти другую книгу, которая учила бы нас так многому, как та, над которой работаем мы.
  • Женщины чувственнее мужчин, но они меньше знают о своей чувственности.
  • Потребность во взаимной любви – требование не любви, а гордости и чувственности.

Оставить Комментарий